Суббота, 18.05.2024, 18:04
Psy-Med
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ольга Коваль

Что такое тренинг?
Training (англ.) - "тренировка, выработка навыков", обучение в специальном тренинговом режиме. Итак, тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы, в чем-то одинаковой, но в чем-то обязательно и различной, что обусловлено различными обстоятельствами и предысторией, индивидуальными для каждого человека.
История возникновения метода группового тренинга относится к середине 40-х годов ХХ столетия. По определению Курта Левина – это возможность увидеть себя таким, каким тебя видят другие (зеркало). Все началось с того, что несколько человек составили группу деловых людей с целью изучения и проработки ситуаций, возникающих в деловом общении. Таким образом, этот специфический обучающий режим получил право на жизнь. В 1947г. В США создается Национальная лаборатория тренинга. Главной задачей тренинговых групп вначале было формирование базовых умений, прежде всего, делового общения, проработка законов межличностного общения, умения руководить. Далее они стали делиться следующим образом:
• тренинговые группы умений,
• тренинговые группы межличностных отношений,
• тренинговые группы сензитивности (направленность на личностный рост).
В отличие от лекции или семинара тренинг включает комплекс взаимосвязанных упражнений, ситуационно-ролевых игр, моделируемых проблемных ситуаций и групповых дискуссий, участвуя в которых, человек приобретает знания, навыки и умения гармоничного общения. Таким образом, избранная для тренинга тема - в нашем случае, осознание механизмов конструктивного общения и приобретение соответствующих навыков, как навыков саморазвития личности в целом - прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Достигается это за счет того, что мотивация участников стимулирует их интерес и пробуждает желание сделать услышанное частью своего личного опыта, а приобретенный в безопасных условиях тренинговой группы опыт, частью своего образа действий в реальной жизни.
Выглядит это все примерно так: человек десять-двенадцать сидят на стульях по кругу друг напротив друга и выполняют специальные упражнения и различные творческие задания ведущего, обсуждая впечатления от происходящего в группе. А тренер-психолог, направляя эту работу, анализирует происходящее и дает пояснения, используя, в случае необходимости, теоретические знания и примеры из повседневной жизни. Иногда участникам пояснения даются на следующем занятии, выделяя, таким образом, время для более глубокого осознания происходивших в группе процессов.
Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации состоит в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и о путях выхода из нее сразу многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствует снятию остроты проблемы. Участники видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются многие люди. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет. Участие в групповой работе однако не исключает возможность и даже необходимость обращения за дополнительной индивидуальной консультацией, которая поначалу может предоставлять большую безопасность для раскрытия человека.
Работая в тренинговой группе «Искусство общения», невозможно оставить в стороне такие темы, как обретение уверенности в себе, сложности в общении, одиночество, способы борьбы со страхами, методы разрешения конфликтов, умение противостоять агрессии, повышение творческого потенциала, развитие самопознания и др.
Что дает людям участие в этих тренингах?
Прежде всего, новый опыт, лучшее осознание самих себя, а значит, и лучшее понимание других людей.
Правила поведения в тренинговой группе обычно специально оговариваются в самом начале. Они могут слегка варьироваться в зависимости от задач, решаемых на тренинге. Из наиболее распространенных правил можно указать:
• единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);
• персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);
• уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться) и др.

В отличие от обучения в тренинге когнитивный (познавательный) компонент не является главным, а в некоторых тренингах (например, личностного роста «Я и мой мир»), он, можно сказать, вообще отсутствует. Здесь главным является получение эмоционального опыта (переживания), хотя тренинг очень тесно и соприкасается с обучением. Тренинги личностного роста - это более глубокий уровень работы человека над собой, затрагивающий более сложные внутри- и межличностные проблемы и преодоление каких-то внутренних противоречий, поиск выхода из тупиковых ситуаций, порой даже пересмотр жизненных ценностей и обретение иного смысла жизни.

Главное отличие тренинга от традиционной формы обучения - активность участников. Акцент ставится на получении практических навыков, обретении нового опыта. Тренинг готовит к неожиданностям, учит гибкости мышления и реагированию в стандартных и нестандартных ситуациях. Фактически участники прорабатывают преподаваемый материал моделируя реальные ситуации.

Тренинг – форма практической психологической работы, ее содержание всегда отражает смысл того направления, которого придерживается психолог, ведущий занятие.
И. Вачков («Основы технологии группового тренинга. Психотехники») выделяет следующие группы тренингов:
• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем;
• тренинг как форма активного обучения, целью которой в первую очередь является передача психологических знаний;
• тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
• тренинг как своеобразная форма «дрессуры» с использованием жестких манипулятивных приемов.

Разумеется, не каждый проводимый тренинг можно с уверенностью отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно ставится сразу несколько разнонаправленных задач. Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Но, как вы знаете, невозможно привести к счастью насильно. Гуманистический подход в психологии состоит в том, что максимально положительный эффект возникает в результате создания атмосферы искренности и самораскрытия между членами группы и тренером.
Можно ли оценить результаты тренинга? Разумеется. В общем виде оценить эффективность обучения можно, сравнив результаты с поставленными ранее целями. Но самое главное в этой оценке – это то, как оценивают для себя результаты сами участники. В данном случае необходимо осознавать, что оценка отдачи может отличаться для различных участников в зависимости от их индивидуально-личностных особенностей и поставленных целей. В тренинге очень важна мотивация участников к обучению и понимание ими отличий интерактивного обучения (тренинга) от традиционных форм (лекций, семинаров и т.д.).

Обучение – часть непрерывного, длящегося всю жизнь процесса, заключающегося в постоянном взаимодействии новой информации и имеющихся знаний.
Ролевые игры, моделирование и прочие интерактивные упражнения создают определенную базу, от которой можно двигаться в новом направлении. Эти действия являются знакомыми, в них есть роли и правила, начало, конец, четко очерченные последствия. На их основе удобно строить обучение, они позволяют сделать процесс познания нового менее болезненным.

Что дает тренинг «Искусство общения»?

В ходе тренинга люди получают возможность осознать свои сильные и слабые стороны в общении, преодолеть трудности и барьеры. Участвуя в ролевых играх и специальных расслабляющих процедурах, люди избавляются от внутреннего напряжения и мышечных зажимов. Проделывая вместе с тренером различные упражнения, участники открывают в себе новые силы, обретают веру в себя, мобилизуют свои внутренние ресурсы.

Занимательная история

В отношении своих престарелых членов львиное сообщество ведет себя не как остальные животные. Обычно старых особей животные оставляют умирать, когда те уже не в состоянии поймать свою добычу, но львы используют их в качестве помощников на охоте. Заманив антилопу или другую дичь в овраг, молодые львы собираются на одной его стороне, а старые, без зубов и клыков, - на другой. Старые львы начинают изо всех сил рычать. Жертвы в овраге, слыша их рев, бегут в противоположном направлении, прямо к поджидающей группе молодых львов (история рассказана Беккером).
Урок для антилоп понятен, хотя немногим из них он пошел впрок. Побеги они на рык – остались бы живы, но они слишком уж испугались шума. Убегая от звука опасности, они бежали к самой опасности.

Большинство людей страдают от психологических проблем, потому что они не бегут на рев – они отворачиваются от того, что им трудно признать…
Тревожные люди бегут от страха, пытаясь найти на планете спокойное и безопасное место, где можно было бы спрятаться. Если им страшно летать, они избегают самолетов. Если они боятся толп, они сидят дома в одиночестве. Если они боятся воды, они стараются не плавать в озерах и океанах. При этом их страхи не исчезают, а только усиливаются. Чем больше они убегают, тем больше боятся…
Депрессивные люди могут убегать от признания того, что они такие же, как и все остальные. Это, может быть, звучит странно, что подавленные люди высокомерны, кажется, что наоборот. Но многими терапевтами было обнаружено, что под депрессией их клиенты прячут любопытные ожидания того, что они должны быть совершенными, а сама депрессия возникает, когда им становится ясно, что это не так. Таким образом, они убегают от той действительности, в которой они не полубоги, а простые смертные, как и остальные люди.
Алкоголики и наркоманы лихорадочно убегают от признания того, что они зависимы. Они борются с правдой и надеются, что это сойдет им с рук. Они видят, как другие в меру пьют, и думают, что могут так же, они отказываются признать, что отличаются от остальных уже на биохимическом уровне. Алкоголики и другие аддикты могут потерять все: семью, работу и здоровье, - но они продолжают воображать, что могут принимать алкоголь и наркотики без последствий.
Решение этой проблемы – в морали истории о львах. Хватит убегать!
Если человек взглянет в лицо своим проблемам, он сможет многие из них решить. Большинство людей страдает от психологических проблем, потому что они не бегут на рык…Если бы человек с боязнью воды поплескался на мелководье в бассейне, заставил себя посидеть в лодке и т.п., он смог бы давным-давно избавиться от своей фобии. Если бы депрессивная женщина категорично признала себя простым смертным человеческим существом, она бы не чувствовала себя такой подавленной, когда совершает ошибки. И если бы человек с наркотической зависимостью полностью признал, что он крепко висит на крючке, он бы, наконец, смог осознать, что надо остановиться. Урок для всех таков: БЕГИТЕ НА РЕВ!!!

Категория: Ольга Коваль | Добавил: psy-med (22.03.2007) | Автор: материал подготовила Ольга Коваль
Просмотров: 2078 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 paytightihos  
0
hi

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Друзья сайта
  • Сайт СНК по детским инфекционным заболеваниям
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0