ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................. 13 УСПЕХИ ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ...... 13 ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ, А НЕ ТОЛЬКО К РАССТРОЙСТВАМ ............... 13 ВСЕСТОРОННИЙ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ......................... 13 ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАССТРОЙСТВ В ЗРЕЛОСТИ ......................... 14 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И РАССТРОЙСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯМИ ........... 14 СОЧЕТАНИЕ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ...................................... 14 ОПТИМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ................................................... 14 УДОБНЫЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ ГЛАВЫ............... 14 ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ............................................ 15 ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ............. 15 РЕЦЕНЗЕНТЫ................................................. 16 Рецензенты первого издания ........................... 16
ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ .................................... 17 ИСТОРИЯ ВОПРОСА И НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ......................... 19 Пробуждение общественного сознания ....... 20 Психическое расстройство и задержка психического развития .......... 21 Ранние биологические атрибуции.................. 22 Ранние психологические атрибуции ............. 23 Совершенствование методов лечения .......... 25 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 26 ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ................................. 26 Определение психических расстройств ...................................................... 27 Компетентность .................................................... 29 Пути развития ....................................................... 29 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 31 РИСК И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ................... 31 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 34 ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ......................................... 34 Вопросы психического здоровья детей и подростков ....................................................... 34 Контекстуальные факторы ............................... 35 Специальные вопросы, касающиеся подрост ков ....................................................................... 36 Долговременные последствия ......................... 37 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 37 Предваряющий комментарий .......................... 37 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................. 38
ГЛАВА 2
ТЕОРИИ И ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ .................... 39 КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ДЖЕЙКА? ....................................................... 41 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 43 РОЛЬ ТЕОРИИ................................................ 43 Вопросы развития ................................................ 44 Взгляд с точки зрения психопатологии развития ............................................................ 44 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 47 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ............... 47 Исходные установки ........................................... 48 Интегративный подход ...................................... 50 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 50 ВЗГЛЯД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОЛОГИИ...................................... 51 Нервная пластичность и значение опыта ............................................ 51 Генетические факторы........................................ 52 Нейробиологические факторы ........................ 55 Итоги раздела ........................................................ 57 ВЗГЛЯД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ................................................ 57 Поведенческие и когнитивные влияния ............................... 60 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 62 ВЛИЯНИЯ СО СТОРОНЫ СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ .................. 62 Эволюция и привязанность .............................. 64 Контекст семьи и сверстников ........................ 64 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 64 Предваряющий комментарий .......................... 65 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................. 66
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЯ ......................... 67 НАУЧНЫЙ ПОДХОД ...................................... 68 Облегченная коммуникация: случай из практики ....................................... 69 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 70 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС ............... 70 Примеры исследуемых проблем ..................... 71 Типовые предметы исследования ................... 72 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 76 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ............... 76 Стандартизация, надежность и валидность 76 Измерения .............................................................. 77 Сообщения ............................................................. 77 Психофизиология и нейроизображение ...... 78 Наблюдение ........................................................... 79 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 80 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРИЕМЫ ................ 80 Идентификация выборки .................................. 81 Общие подходы .................................................... 81 Планы исследования .......................................... 84 Качественное (квалитативное) исследование ................................................... 88 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 91 ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ................................ 91 Информированное согласие и выражение согласия .................................. 92 Добровольное участие ........................................ 92 Конфиденциальность и анонимность ........... 92 Безопасные процедуры ...................................... 92 Другие проблемы этики и целесообразности ....................................... 93 ИТОГИ РАЗДЕЛА ............................................ 93 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................. 93
ГЛАВА 4
ОБСЛЕДОВАНИЕ, ДИАГНОЗ И ТЕРАПИЯ ................................... 95 КЛИНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ........................... 96 Процесс принятия решений ............................. 96 Анализ развития ................................................... 97 Цели обследования.............................................. 99 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 100 ОЦЕНКА РАССТРОЙСТВ ............................... 100 Клиническое интервью .................................... 101 Обследование поведения................................. 105 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ....... 108 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 113 КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОЗ .................. 114 Категории и измерения .................................... 114 Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ............................................... 116 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 119 ТЕРАПИЯ ....................................................... 119 Вмешательство ................................................... 120 Факторы культуры ............................................ 121 Задачи терапии ................................................... 121 Модели оказания медицинских услуг......... 122 Этические и юридические соображения .... 123 Общие подходы .................................................. 124 Эффективность методов лечения ................. 127 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 128 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 128 ГЛАВА 5 ГИПЕРКЕНИТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО И ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ (ГРДВ) .................... 129 ОПИСАНИЕ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВА ............................................ 130 Описание .............................................................. 130 История изучения расстройства ................... 131 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 132 ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ..................... 132 Невнимательность ............................................. 133 Гиперактивностьимпульсивность ............... 135 Дополнительные критерии ............................ 137 Подтипы................................................................ 137 О чем молчат диагностические критерии Руководства DSM? .................. 138 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 138 АССОЦИИРОВАННЫЕ ХАРКТЕРИСТИКИ ........................................ 138 Дефицит когнитивных навыков.................... 138 Речевые расстройства ....................................... 140 Медицинские и соматические характеристики............................................. 140 Межличностные проблемы ............................ 141 Ситуативные факторы и особенности задания ............................... 142 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 142 СОПУТСТВУЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СИМПТОМЫ................... 143 Оппозиционновызывающее расстройство .................................................. 143 Тревожность ........................................................ 144Оглавление ◊ 7 Депрессия ............................................................. 144 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 144 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ГРДВ ...................................... 144 Гендерные различия .......................................... 145 Культурные и этнические различия в оценках распространенности и методах диагностики ГРДВ................... 145 Течение заболевания и его последствия ..... 146 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 147 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРДВ. ТЕОРИИ И ГИПОТЕЗЫ.................................. 148 Генетические влияния ...................................... 148 Беременность, роды и раннее развитие ...... 150 Нейробиологические факторы ...................... 151 Диета, аллергии и свинец ................................ 153 Влияние семьи .................................................... 153 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 154 ЛЕЧЕНИЕ ....................................................... 154 Медикаментозное лечение: острая полемика ........................................... 155 Тренинг родительской компетентности (ТРК) .............................. 158 Педагогическая коррекция ............................. 158 Интенсивные вмешательства ......................... 159 Дополнительные вмешательства .................. 160 Комментарий по поводу спорных методов лечения ........................................... 161 Перспективы........................................................ 161 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 162 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 162
ГЛАВА 6
ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ........... 163 ОПИСАНИЕ ................................................... 164 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 165 СРЕДА, ЗАТРАТЫ И ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ............................. 166 Среда ...................................................................... 166 Социальные и экономические затраты....... 168 Точки зрения........................................................ 168 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 170 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ....................................... 171 Оппозиционно-демонстративное расстройство .................................................. 171 РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ.............. 171 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 175 ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ..................... 175 Дефицит когнитивных и вербальных навыков................................ 176 Проблемы обучения .......................................... 176 Дефицит самоуважения ................................... 177 Межличностные трудности в общении со сверстниками...................... 178 Семейные проблемы ......................................... 179 Проблемы, связанные со здоровьем ............ 180 Злоупотребление наркотиками и алкоголем .................................................... 180 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 180 СОПУТСТВУЮЩИЕ РАССТРОЙСТВА И СИМПТОМЫ.................................................. 181 Гиперкинетическое расстройство и нарушения активности и внимания (синдром дефицита внимания) ............... 181 Депрессия и тревога .......................................... 181 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 182 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ПОВЕДЕ НИЯ, ПОЛ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ..... 182 Распространенность .......................................... 182 Пол .......................................................................... 182 Пути развития асоциального поведения .... 184 Последствия антисоциального поведения в зрелости .......................................................... 188 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 189 ПРИЧИНЫ..................................................... 189 Генетические влияния ...................................... 189 Нейробиологические факторы ...................... 190 Социально-когнитивные факторы............... 192 Семейные факторы............................................ 192 Другие семейные проблемы ........................... 194 Социальные факторы ....................................... 196 Культурные факторы ........................................ 197 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 199 ТЕРАПИЯ ....................................................... 199 Тренинг родительской компетентности ............................................ 201 Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем ........................................................... 203 Многосистемная терапия ................................ 203 Лекарственные препараты.............................. 204 Превентивные вмешательства ....................... 204 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 205 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 206
ГЛАВА 7
ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА ... 2078 ◊ Оглавление ОПИСАНИЕ ................................................... 208 Переживание тревоги ....................................... 208 Отличие тревоги от страха и паники ........... 211 Нормальные страхи, тревоги, беспокойство и ритуальные действия .......................................................... 211 Тревожные расстройства, согласно руководству .. 213 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 214 ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО В СВЯЗИ С РАЗЛУКОЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 215 Распространенность и сопутствующие расстройства ............... 216 Возникновение, течение и последствия................................ 216 Нежелание или отказ посещать школьные занятия ....................................... 217 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 219 ГЕНЕРАЛИЗОВАННОЕ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО............................................ 219 Распространенность и сопутствующие расстройства ............... 221 Возникновение, течение и последствия генерализованного тревожного расстройства .................................................. 221 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 221 СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОБИЯ ......................... 221 Распространенность и сопутствующие расстройства ............... 223 Возникновение, течение и последствия специфических фобий ................................ 223 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 223 СОЦИОФОБИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА) ............................ 223 Распространенность, течение и сопутствующие расстройства ............... 225 Избирательный мутизм ................................... 226 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 226 ОБСЕССИВНОКОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО............................................ 227 Распространенность и сопутствующие рас стройства ........................................................ 230 Возникновение, течение и последствия обсессивнокомпульсивного расстройства .................................................. 230 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 231 ПАНИКА ........................................................ 231 Приступы паники .............................................. 231 Паническое расстройство ................................ 232 Распространенность и сопутствующие расстройства ............... 233 Возникновение, течение и последствия панического расстройства ......................... 233 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 234 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ И ОСТРОЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА .................... 234 Распространенность и сопутствующие расстройства .................................................. 235 Возникновение, течение и последствия ..... 235 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 236 АССОЦИИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ....................... 237 Нарушения когнитивных процессов ........... 237 Физические симптомы..................................... 238 Дефицит навыков социального взаимодействия и навыков обработки эмоциональной информации ................... 238 Тревога и депрессия .......................................... 238 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 239 ГЕНДЕРНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ......................... 239 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 240 ТЕОРИИ И ПРИЧИНЫ .................................. 240 Ранние теории ..................................................... 240 Темперамент ........................................................ 241 Генетические и семейные факторы риска .. 242 Нейробиологические факторы ...................... 243 Влияние семьи .................................................... 243 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 244 ЛЕЧЕНИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ...... 245 Обзор ...................................................................... 245 Бихевиоральная терапия ................................. 247 Когнитивнобихевиоральная терапия ........ 248 Медикаментозное лечение тревожных расстройств .................................................... 249 Участие семьи...................................................... 251 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 251 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 251
ГЛАВА 8
РАССТРОЙСТВА НАСТРОЕНИЯ ............................. 253 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 255 ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА............... 255 Основные признаки .......................................... 256 История изучения депрессивных расстройств у детей и подростков .......... 256 Депрессия у детей и подростков ................... 257Оглавление ◊ 9 Депрессия и процесс индивидуального развития .......................................................... 257 Природа депрессии............................................ 259 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 259 БОЛЬШОЕ ДЕПРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВО............................................ 259 СОПУТСТВУЮЩИЕ РАССТРОЙСТВА .......... 262 Возникновение, течение и последствия ................................................ 262 Гендерные и этнические различия................ 264 ИТОГИ РАДЕЛА ............................................. 265 ДИСТИМИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО (DD) ................................... 265 Распространеннсть и сопутствующие расстройства .................................................. 266 Возникновение, течение и последствия ..... 266 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 267 АССОЦИИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ................. 267 Интеллектуальная деятельность и учеба .................................. 268 Когнитивные искажения ................................. 268 Заниженная самооценка .................................. 269 Социальное взаимодействие и проблемы взаимоотношений со сверстниками....... 270 Семейные проблемы ......................................... 271 Суицид................................................................... 271 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 273 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕПРЕССИИ .................................................. 273 Психодинамическая теория ........................... 273 Теория присоединения ..................................... 273 Бихевиористская теория депрессии ............ 274 Когнитивная теория.......................................... 274 Другие теории депрессии ................................ 276 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 277 ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИИ ............................... 277 Генетические и семейные факторы риска .. 277 Нейробиологические факторы ...................... 278 Влияние семьи .................................................... 279 Когда родители страдают депрессией ......... 280 Стрессовые события ......................................... 280 Регуляция эмоций ............................................. 281 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 281 ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ ................................. 282 Психосоциальные вмешательства ................ 283 Медикаментозное лечение .............................. 285 Профилактика .................................................... 286 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 286 БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО (BP) .......... 287 Распространенность биполярного расстройства .................................................. 291 Сопутствующие расстройства ....................... 291 Возникновение, течение и последствия биполярного расстройства ........................ 291 Причины ............................................................... 292 Лечение биполярного расстройства ............ 293 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 294 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 294
ГЛАВА 9
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ...... 295 ИНТЕЛЛЕКТ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ................................................ 296 Сенсация евгеников .......................................... 297 Определение и измерение интеллекта и адаптивности детей ..................................... 299 Споры о коэффициенте интеллекта ............ 299 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 300 ЧЕРТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.......... 301 Клиническое описание ..................................... 302 Степени нарушения .......................................... 303 Уровни требуемой поддержки ....................... 305 Распространенность .......................................... 306 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 306 ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕЗУЛЬТАТ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ ............ 307 Мотивация ........................................................... 308 Изменения в развитии...................................... 309 Речь и социальное поведение ......................... 309 Эмоциональные и поведенческие проблемы ....................... 310 Другие нарушения ............................................. 312 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 312 ПРИЧИНЫ..................................................... 313 Наследственность и влияние окружающей среды ..................................... 315 Генетические и конституциональные факторы .......................................................... 316 Нейробиологическое влияние ....................... 318 Социальная и психологическая сферы....... 319 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 320 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ТЕРАПИЯ ................................ 320 Обучение родителей и пренатальный скрининг ......................... 321 Психосоциальная терапия .............................. 322 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 32610 ◊ Оглавление КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 326 ГЛАВА 10 АУТИЗМ И ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ ........................... 327 АУТИЗМ ........................................................ 328 ОПИСАНИЕ АУТИЗМА И ИСТОРИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ............................................. 328 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 330 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ АУТИЗМА, СОГЛАСНО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ И СТАТИСТИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ПО ПСИХИАТРИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ (DSM IVTR) ............................................................ 330 Спектр проявлений аутизма .......................... 331 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 334 ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА ...................................................... 334 Нарушения социального взаимодействия ............................................ 334 Нарушение процессов коммуникации .............................................. 336 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 340 АССОЦИИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА ...................................................... 341 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 347 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АУТИЗМА ............................. 348 Время наступления болезни........................... 348 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 349 ПРИЧИНЫ АУТИЗМА ................................... 349 Проблемы раннего развития .......................... 350 Генетические влияния ...................................... 350 Структурные нарушения и функциональные расстройства мозга ... 351 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 352 ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА ..................................... 352 Разные дети — разные методы лечения ............................. 353 Общий обзор ........................................................ 354 Программы раннего вмешательства ............ 358 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 359 ДРУГИЕ ТЯЖЕЛЫЕ РАССТРОЙСТВА, ВЫЗВАННЫЕ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ..................................................... 359 Синдром Аспергера ........................................... 359 Синдром Ретта .................................................... 363 Детское дезинтегративное расстройство .................................................. 364 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 364 ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ ............................ 364 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ, СОГЛАСНО УКОВОДСТВУ (DSMIVTR) ......................... 366 Психотические симптомы ............................... 366 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 366 СОПУТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ............... 367 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ШИЗОФРЕНИИ ... 367 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 368 ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ .......................... 368 Биологические факторы .................................. 369 Факторы среды ................................................... 370 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 371 ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ ............................ 371 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 371 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 371 ГЛАВА 11 КОММУНИКАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА И НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ НАВЫКОВ ................................... 373 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ ........................ 375 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 378 РАЗВИТИЕ РЕЧИ........................................... 378 Фонологическая осведомленность .............. 378 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 379 РАССТРОЙСТВА КОММУНИКАЦИИ............ 379 РАССТРОЙСТВО ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.............................. 380 Распространенность и течение ...................... 381 Причины ............................................................... 382 Лечение ................................................................. 383 ЗАИКАНИЕ .................................................... 384 Распространенность и течение ...................... 384 Причины и лечение ........................................... 384 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 385 РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ НАВЫКОВ ..................................................... 385 РАССТРОЙСТВО НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ...................................... 388 РАССТРОЙСТВО НАВЫКОВ СЧЕТА.......................................... 389 РАССТРОЙСТВО НАВЫКОВ ПИСЬМА...................................... 389Оглавление ◊ 11 Распространенность и течение ...................... 390 Случаи ................................................................... 394 Предупреждение нарушений и их лечение ................................................... 397 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 403 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 404 ГЛАВА 12 РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ СО ЗДОРОВЬЕМ .......................... 405 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 407 К ИСТОРИИ ВОПРОСА ................................. 407 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 408 РАССТРОЙСТВА СНА .................................... 408 РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ СНА .............. 409 НОРМАЛЬНЫЕ ФАЗЫ СНА........................... 410 ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ И КУЛЬТУРЫ ........... 412 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАССТРОЙСТВ СНА 412 Лечение ................................................................ 418 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 419 РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОРГАНИЗМА ............. 419 ЭНУРЕЗ ......................................................... 420 Энкопрез ............................................................... 423 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 424 ХРОНИЧЕСКИЕ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ........... 424 Допустимые отклонения в здоровье детей ........................................... 426 Сахарный диабет ................................................ 428 Детский рак .......................................................... 429 Развитие и течение ............................................ 430 Как адаптируются дети: Биопсихосоциальная модель ................... 432 Вмешательство ................................................... 434 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 438 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 438 ГЛАВА 13 РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ И РОДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ......................... 440 КАК ФОРМИРУЮТСЯ ПАТТЕРНЫ ПИТАНИЯ .................................. 441 Нормальное развитие ....................................... 441 Факторы риска в процессе развития ........... 442 Биологические регуляторы ............................ 445 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 446 РАССТРОЙСТВА АППЕТИТА И ПИТАНИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ ..................................... 446 Извращенный аппетит ..................................... 446 Расстройство аппетита в младенчестве или раннем детстве ....... 448 Задержка развития ............................................ 448 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 449 ОЖИРЕНИЕ ................................................... 449 Распространенность и развитие .................... 450 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 453 РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ В ЮНОСТИ ...... 453 Нервная анорексия ............................................ 454 Нервная булимия ............................................... 456 Распространенность и развитие анорексии и булимии.................................. 459 Причины ............................................................... 461 Лечение ................................................................. 467 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 470 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 470
ГЛАВА 14
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ОТСУТСТВИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЫ ....... 440 ИСТОРИЧЕСКИЙ И СЕМЕЙНЫЙ КОНТЕКСТ ............................ 475 Благоприятная атмосфера в семье ............... 476 Проявление заботы о ребенке ........................ 477 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 478 ТИПЫ НАСИЛИЯ........................................... 478 Физическое насилие ......................................... 479 Отсутствие родительской заботы................. 479 Сексуальное насилие ........................................ 481 Эмоциональное насилие .................................. 481 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 482 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ ................... 482 СТАТИСТИКА СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ .............. 483 Характеристики детей, ставших жертвами жестокого обращения ................................. 484 Характеристики семьи и преступника ........ 484 Кросскультурные сравнения ........................ 485 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 485 ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ485 Нарушение адаптации...................................... 48612 ◊ Оглавление Последствия нарушений развития .............. 487 Психопатология и последствия, возникающие в зрелом возрасте ......................................... 490 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 494 ПРИЧИНЫ..................................................... 495 Физическое насилие и отсутствие родительской заботы .................................. 495 Сексуальное насилие ........................................ 499 Социальные и культурные факторы............ 500 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 503 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ................. 503 Физическое насилие и отсутствие родительской заботы .................................. 504 Сексуальное насилие ........................................ 506 ИТОГИ РАЗДЕЛА ........................................... 507 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ................................ 507 ЭПИЛОГ ......................................................... 508 ЛИТЕРАТУРА ............................... 509
2Психолог, психоаналитик, психологическая помощь Петербург(26.11.2011 17:40)
0
Психолог, психоаналитик, психологическая помощь Петербург Психологическая помощь женщинам Решение проблем в семье, в отношении с любимым. НЕ С КЕМ ПОГОВОРИТЬ? ВАМ СЮДА! ПЕТЕРБУРГ КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕННИЙ Сайт Психолога http://vrachelite.ucoz.ru/
Помощь психолога : индивидуальное консультирование, Консультация психолога, Частный Психолог. Не с кем поговорить? Вам сюда ! Петербург. Сайт психолога Дмитрия Келейникова. Психология, не с кем поговорить? Вам сюда ! +7-960-267-49-84 Дмитрий Санкт- Петербург Наверное, для Вас не секрет, что качество жизни определяется психологическим состоянием, в котором Вы находитесь. От чего зависит Ваше психологическое состояние? Всего от трех компонентов: Вашего отношения к себе, Вашего отношения к другим и Отношения других к Вам. Решение семейных проблем, возможность посмотреть на Вашу проблему с другой стороны. Проблемы в семье, на работе, с друзьями и коллегами, заниженная самооценка, психологическая помощь женщинам водителям. Телефон +7-960-267-49-84 Дмитрий Санкт- Петербург Сайт Психолога http://vrachelite.narod.ru/ Индивидуальное консультирование 1 час (60 минут) 500 рублей . Приём я веду у себя на дому. Время приёма с 08-00 до 20-00 вечера
Зачем нужен психолог? В первую очередь для того чтобы посмотреть на Вашу проблему со строны, очень часто независимый, нейтральный взгляд помогает быстро определить причину проблем и найти пути их решения. С психологом можно не стесняться и рассказывать ему всё то что Вы нигда не рассказали бы, даже близким друзьям.
магия любви приворот любимого как влюбить в себя парня что такое любовь любовный приворот как влюбить в себя мужчину венец безбрачия как вернуть парня как понравиться парню семейный психолог консультация психолога психотерапевт детский психолог психологическая помощь советы психолога школьный психолог профессия психолог венерология психологический центр невроз помощь детям психология мужчин фотография психология общения помощь молодым семьям психиатрия психология отношений психология любви психология личности психология общения психология мужчин практическая психология психология женщины семейная психология психология управления психология человека любовный приворот психология личности психология человека психология любви практическая психология психология отношений психология мужчин психология и педагогика психология как наука психология женщины